«В нём была сила»: откровения жены Николая Караченцова
Артист скончался сегодня утром. Смерть Николая Караченцова стала шоком не только для его многочисленных поклонников, но и для близких людей. Dom2Life.ru публикует неизданное интервью Людмилы Поргиной, супруги великого актёра, о его жизни, здоровье и знаковых ролях в театре.
В уход из жизни Николая Караченцова не верится до сих пор. Человек, который пережил столь серьёзную автомобильную аварию, смог восстановиться после неё и даже работать — увы, уже не в полную силу, но смог! Он был частым гостем светских мероприятий, а в последние годы всегда приезжал на церемонию вручения премии Андрея Миронова «Фигаро», где общался со своими друзьями: Рудольфом Фурмановым, Олегом Басилашвили, Юрием Яковлевым и другими.
Корреспондент Dom2Life.ru из Санкт-Петербурга был свидетелем этого общения; кроме того, он сам задавал вопросы актёрам о дружбе с Николаем Петровичем, а также о проблемах его жизни.
Обязательно к прочтению: Умер Николай Караченцов
«После травмы и серии тяжёлых многочасовых операций Николай Петрович возвращается к нормальной жизни, — рассказывал личный врач Караченцова несколько лет назад. — Мы все занимаемся восстановлением его речи, которая далека от идеала. Надеемся, что наш гость через какое-то время сможет вернуться в профессию. Николай Петрович очаровал всех наших медсестричек, физиотерапевтов, логопедов и массажистов — такая у него мощная мужская харизма».
В театре «Ленком» рассказали, что по натуре своей Караченцов — человек общительный, но стал быстро уставать, поэтому шумным тусовкам предпочитал уединение. Хотя, когда он оказывался среди друзей, то шутил как ни в чём не бывало, проводил на ногах помногу часов и мог поддержать светскую беседу.
В последние годы друзья и близкие отмечали, что актёр стал очень набожным: периодически его можно было заметить в храмах и соборах, которым он не только помогал сам, но и ставил свечки, молился. Несколько лет назад он даже попросил жену повенчаться, хотя в предыдущие годы брака (супруги прожили без малого 50 лет!) считал это глупостью.
Вам будет интересно: Открылись новые подробности болезни Николая Караченцова
«Мне кажется, побывав там, где он был, Коля много понял, познал силу и мощь того, кого он там в своём Космосе почувствовал, — признавалась супруга Людмила Поргина. — Он поверил в Бога. И я молюсь, надеюсь и прошу Господа, чтобы он стал полностью здоров, чтобы к нему вернулась нормальная речь, чтобы он мог работать, потому что для него это важно».
Пожалуй, его роль графа Резанова в рок-опере «Юнона и Авось» не оставила равнодушным никого. Постановка «Ленкома» идёт на сцене уже много лет, но его знаменитое «Ты меня на рассвете разбудишь» не смог перепеть никто. И каково же было удивление супруги актера, Людмилы Поргиной, которая через несколько дней после той злополучной аварии узнала, что Караченцова заменили… Дмитрием Певцовым. Она очень ревностно восприняла замену в спектакле, ведь казалось, что эта роль зарезервирована за Николаем Петровичем навечно, хотя его партнёрши менялись.
«Неужели надо было торопиться? Неужели нет ничего святого? Мой Петрович, когда узнал о замене его в этой роли, буквально остолбенел от неожиданности. И дернулся, как от удара», — вспоминает актриса.
Она всегда говорила, что для Караченцова «Юнона и Авось» — не просто спектакль, а целая жизнь! Постановка идёт более 30 лет, и заслуга успеха этого проекта лежит, в первую очередь, на плечах артиста.
«Я знаю, что сейчас Дима Певцов в нём играет. Говорят, что спектакль состоялся, но моё мнение, что это уже совершенно другой спектакль, а прежний вариант переворачивал души. «Юнона и Авось» был для них очищением, они верили в его силу, в его любовь, в решение. В нём была сила, которую нес Коля», — признавалась Поргина.
Но с ней был не согласен Марк Захаров, который рассказывал, что уже за несколько месяцев до аварии хотел «обновить» проект и ввести ещё один состав.
«Если отнестись к спектаклю серьезно, как к явлению музыкальной культуры, то мы решили не уничтожать спектакль, а просто продолжили работу, что начали с Караченцовым. И то, что Дима Певцов вошёл в спектакль, бережно сохраняя то, что нашёл в этой роли Николай Петрович, это нормально. Повторюсь, это совершенно другой спектакль, ведь с Колей был один, а теперь — другой. Нет здесь ничего неэтичного», — добавлял Захаров.
Дмитрий Певцов вспоминает, что до «Ленкома» работал в других театрах, где постоянно сталкивался с закулисными интригами, но в «Ленкоме» он наконец-то обрёл свободу и желание работать. Дмитрий не считает себя «заменой» Караченцову, он просто честно делает в «Юноне» то, что умеет.
«Мой ввод на роль графа Резанова — плановый, решение было принято за несколько месяцев до автокатастрофы Николая Петровича. К вводу готовились два исполнителя — Александр Лазарев-младший и я. Караченцов легендарен в этом спектакле так же, как и сам спектакль. Наш состав — это второй состав. Дублёр я, не дублёр — это всё разговоры. Но когда вводили меня, то прошли и другие перестановки, поэтому у спектакля появилось свежее дыхание», — объяснял Певцов.
«Понимаете, мы-то, коллеги Караченцова по «Ленкому», лучше других знаем, какой Николай Петрович могучий человек потрясающей силы воли. Свая! Мужик! Такие актёры и вообще такие люди рождаются раз в сто лет», — говорит Александр Лазарев.
Своими актерскими переживаниями делилась и Инна Чурикова, которая призналась, что тяжело переживает болезнь «Колечки».
«Мне было очень жалко терять роль в спектакле «Sorry», где мы играли вместе с ним, ведь для нас это было важным проектом. Мы много импровизировали, и, мне кажется, Колечка там был замечательный. Другой такой драматической роли я у него не знаю. Он там настоящий, глубокий актёр. Вообще я по нему на сцене очень тоскую, очень жаль, что теперь нет этого спектакля… Я не могу ни с кем играть, кроме Колечки», — говорила Инна Чурикова.